Онлайн-конференция с Амановой Асель Сериковной, доцентом кафедры Истории и Ассамблеи народа Казахстана ПГПУ

 9870

 

Прием вопросов завершен.

Комментарии

Асель, подскажите пожалуйста когда впервые в области появились упоминания о иудаизме?

Аватар пользователя Асель Аманова

Елена Дмитриевна, точно сказать, когда на территории Павлодарской области впервые появились иудеи (представители еврейского этноса) пока не представляется возможным. Современная Павлодарская область  образована 15 января 1938 года постановлением ЦК ВКБ(б) из 9 районов Восточно-Казахстанской и одного района Карагандинской областей. Павлодар, ставший областным центром в 1938 году, оказался на перекрёстке судоходной реки Иртыш и железной дороги, благодаря чему получил надёжную связь с Уралом и Сибирью. В одной из работ Т.П.Волковой сказано, что «…первые евреи в Сибири появились примерно в XVII в. из числа пленных … сосланных в эти края … С начала XVIII в. пополнение еврейского населения Сибири шло за счет ссыльных … а также приезжих торговцев». Павлодарский регион в орбиту сибирских территорий России стал включаться с 20-х годов XVIII в. со временем строительства Семипалатинской (1718 г.) и Ямышевской (1718 г.) крепостей. Следовательно, если евреи в Сибирь стали попадать примерно с XVII в., то на территории Среднего Прииртышья они впервые, как российские подданные, могли появиться не ранее первой четверти XVIII столетия.

Также отметим то, что Павлодарский уезд являлся административно-территориальная единица в составе Семипалатинской области. В 1895г., согласно информации энциклопедическго словаря Брокгауза и Ефрона, в Семипалатинской области (в ее пяти уездах – Зайсанском, Каркаралинском Павлодарском, Семипалатинском и Усть-Каменогорском) насчитывалось 343 еврея. В 1897г., по данным Первой Всероссийской переписи населения, в пределах уездов и волостей, городов Семипалатинской области представителями иудейского вероисповедания себя назвали 308 человек.

Здравствуйте.Что есть религиозность? Как вы оцениваете уровень религиозности современного общества?Как человек науки скажите,что дает человеку религия?Спасибо.

Здравствуйте, Асель! Где появились первые мечети в нашей области? 

Аватар пользователя Асель Аманова

Добрый день, Марал! Одной из первых мечетей области является мечеть Мусы мырза (Баянаул), которая построена в 1861 году по инициативе населения в честь Мусы Шорманова – общественного и государственного деятеля, исследователя культуры казахов. После революции ее постигла печальная участь: в ней располагались народный клуб, Дом культуры, спортивная школа. Лишь в 1994 году по просьбе населения Баянаула мечеть вернули верующим.

какие святые места есть в нашей области?

Аватар пользователя Асель Аманова

Некоторые святые места Павлодарской области давно стали местами паломничества как местных жителей так и приезжих гостей. Особой популярностью пользуются мавзолеи Машхур Жусуп Копеева, Исабек Ишан Хазрета, С.Торайгырова, Габдылуахита Хазрета и пещера Коныр аулие.

Мавзолей Машхур Жусуп Копеева. Одно из наиболее известных святых мест области – мавзолей известного казахского просветителя и целителя Машхур Жусупа Копеева. Обладая даром ясновидения, он предрёк дату своей смерти. Ещё при жизни обрёл имя святого, огромное количество людей из самых разных мест приезжали к нему, чтобы получить благословение. Кстати, тело его после смерти долгие годы оставалось нетленным, однако учёные так и не смогли разгадать этот феномен.

Мавзолей Исабек Ишан Хазрета. В урочище Кылдыколь Экибастузского района построен мавзолейный комплекс Исабек Ишан Хазрета – потомка первых миссионеров ислама, философа, просветителя и наставника Машхур Жусупа. Архитектурный ансамбль состоит из двух мавзолеев и мечети, сложенных из белого камня, а также дома для паломников.

Мавзолей Султанмахмута Торайгырова. Мавзолей Султанмахмута Торайгырова, выдающегося казахского поэта-демократа, находится в 3 км к востоку от аула Торайгыр, в 300 м северо-восточнее от озера Торайгыр, по дороге в город Павлодар. Сооружен над могилой поэта в 1993 году к 100-летию со дня рождения.

Пещера Коныр аулие.  Пещера издавна считается святым местом паломничества. Причиной такого поклонения является находящийся в глубине пещеры каменный казан, на дне которого постоянно скапливается вода. Этой воде приписываются свойства избавлять от всех болезней, вплоть до бесплодия. Во все времена приходили к пещере женщины верившие, чтобы, переночевав там они смогут принести потомство, и это на самом деле исполнялось. С пещеры открывается изумительный вид на заповедную часть Баянаульского национального парка.

Мавзолей Габдылуахита Хазрета. В Чалдайском лесу, вблизи села Арбиген Щербактинского района построен мавзолей Габдылуахита Хазрета. К святому месту, в этот отдаленный уголок Павлодарского Прииртышья, чтобы поклониться могиле духовного просветителя, религиозного деятеля Габдылуахита Хазрета (1853-1926 гг.), ежедневно приезжают сотни паломников.

Асель, здравствуйте! Какой процент религиозности в Павлодарской области имел место быть до революции?Правда ли что общество в то время было не столь религиозным как говорят в наше время.

Здравствуйте, Асель Сериковна! У меня такой вопрос, когда в нашем регионе впервые появились представители протестантизма и как их деятельность в целом отражается на общество?

Аватар пользователя Асель Аманова

Здравствуйте, Арыстан! В конце ХIХ в.  происходит переселение  протестантов (лютеран) и основание  ими своих  первых  поселений в Павлодарском Прииртышье. По данным переписи 1897 г., в Павлодаре проживали 20 католиков и лютеран в основном немецкого происхождения (приведены общие с католиками данные). В первом десятилетии ХХ в. происходит массовое переселение немецких колонистов в Павлодарское Прииртышье. Новые селения немцы основывали строго по вероисповеданию: 5 лютеранских (Акимовка, Федотовка, Луганск, Анастасьевка, Розовка) и 12 меннонитских и баптистских.

В 1899 году с хутора Усова, вблизи города Омска, в первую свою поездку по Сибири выехали братья-благовестники Сибирского братства баптистов К. Г. Горбачев, друг и сподвижник А. Л. Евстратенко, и И. А. Романтеев. Тогда в Павлодаре братьями было крещено шесть человек. Это было началом или предысторией появления протестантских общин, если не в самом городе Павлодаре, то в его ближайших окрестностях.

Известно то, что в 1904 г. в Павлодарском уезде существовала община в с. Богословка. Также сообщается о п. Дорожинка и Коволевка, в которых имелись общины баптистов. В 1907 г. в Благовещенский район прибыл незадолго до этого освобожденный из кавказской ссылки верующий баптист Полторацкий. Он поселился в с. Песчаное Качаирского района и заключил договор с крестьянским начальником о праве на заселение трех пустующих больших участков земли поселенцами исключительно из баптистов. Он организовал переселение в эти поселки некогда ссыльных верующих братьев, в результате в этой местности были образованы три поселка: Благовещенка, Тихомировка и Верный. В 1907 г. образовалась община из 35 верующих в г. Павлодаре. К 1910 г. в ней было 59 членов, много детей и молодежи.

Здраствуйте Асель! на ваш взгляд когда и как появилась религия?  

Аватар пользователя Асель Аманова

Добрый день, Альмира! Когда и как появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий.

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. На вопрос непосредственно зарождения определенного верования у ученых разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие - при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Необходимо отметить о креационизме (теории происхождения), согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Богом. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии рассмотрен с теологической точки зрения, по которой религия существует исконно и появилась вместе с человеком.

Также существует мнение о возникновении религии как о продукте человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир. Так, древний философ Китий (V в. до н.э.) считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить другим страх и исполнять законы.

Таким образом, при рассмотрении проблемы происхождения религии мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами о том, когда возникла религия и в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития.

Здравствуйте, Асель! 

Можете сказать историю зарождения "Сознания Кришны" ? И в Павлодарской области как они действуют ? Спасибо.

Аватар пользователя Асель Аманова

В Павлодарской области официально действует одно нетрадиционное религиозное объединение «Павлодарское общество сознания Кришны». Это объединение является добровольным объединением последователей ведической философии и религий вайшнавизма, которая является ветвью индуизма. Основатель Свами Прабхупада, которое стало всемирным объединением вайшнавов, имеющих более 400 храмов, центров, расположенных на всех континентах. Они придерживаются вегетарианской диеты, не играют в азартные игры, не вступают в половые отношения вне брака, а также не употребляют алкоголь и табаки.

В городе Павлодаре официально действует одно Местное религиозное объединение «Павлодарское общество сознания Кришны».

Сәлеметсіз бе, Асель Серікқызы! Өңіріміздегі пресвитериандықтардың тарихи бастауы қайдан? жалпы елімізде қалай тарала бастады:?

Аватар пользователя Асель Аманова

Пресвитериандық шіркеулері Қазақстанда ХХ ғасырдың 90-шы жылдары пайда болды. Павлодар өңірінде де аталмыш шіркеулер осы уақыт аралығында қызметтерін бастады.

Көп шіркеулер шетелдік миссонерлерден құрылды және құрылу барысында маңызды жәрдемді шетелдерден алды. Пресвитериандық ағымы облысымызда корейлік уағыздаушылардың миссионерлік қызметі нәтижесінде таралды.

Негізінен бұл бірлестіктер өз қызметінде әр түрлі ұлт өкілдері арасында белсенді насихат жұмыстарын жүргізуге бағытталған.

Қазіргі уақытта Қазақстан аумағында жүзден астам пресвитериан діни бірлестіктері өз қызметтерін жүргізуде. Павлодар өңірінде 2 пресвитериан шіркеулері қызметін атқаруда.