Актюбинские радикалы сбрили бороды и раскаиваются в содеянном

 847
Антон МОЛДИН, Актобе

Задержанные после июньских терактов актюбинские радикалы сбрили бороды и раскаиваются в содеянном. В разговорах с теологами подследственные признаются, что “им на тему ислама говорили совсем другое”.

Более двадцати человек, задержанных после кровавых событий, произошедших в июне этого года в Актобе, сейчас находятся в следственном изоляторе УКА 168/1. Их будни ничем не отличаются от будней других подследственных - те же завтраки, обеды и ужины, тот же распорядок дня на территории казенного учреждения. Каких-либо протестов подследственные не выражали, голодовки не объявляли, капризы относительно еды - приготовлена ли она по правилам шариата или нет, не выказывали. Разве что содержатся они обособ­ленно, посещать их могут только теологи, представители надзорных и следственных органов, а также адвокаты.

Радикалы даже побрить себя разрешили. По правилам СИЗО, длина растительности на лице не должна превышать 1,5 см, поэтому от бывших бородок у религиоз­ных фанатиков ничего не осталось.

- Ребята, конечно, очень зомбированные. Их мозг - словно флешка с вирусом. Теперь необходимо все имеющееся там стереть, отформатировать и “залить” правильную информацию, - говорит руководитель управления по делам религии Актюбинской области Бауыржан ЕСМАХАН (на снимке).

По его словам, с момента задержания подозреваемых местные теологи посещают их не менее трех раз в неделю. Вопрос, готовы ли салафиты к встречам, не стоит.
- Хотят они того или нет, с ними все равно ведутся просветительские беседы, - говорит чиновник, в прошлом - главный имам Актюбинской области.

В отличие от салафитов, задержанных после терактов в 2011-2012 годах, с нынешними установить контакт оказалось несколько легче. Свою роль сыграло и то, что за последние пять лет в стране стало больше квалифицированных теологов, а сама программа реабилитации религиозных фанатиков претерпела значительные изменения. Специалисты уже выработали единую модель, с чего начинать и на что делать упор в беседах с фанатиками.

- Пять лет назад при разговорах с подследственными радикалами они буквально затыкали уши или пели песни - одним словом, полностью игнорировали специалистов.

Сейчас такого нет. Задержанные уже раскаиваются в содеянном. Когда обсуждаешь их поступки, рассматриваешь их с точки зрения шариата, Корана, хадисов, задаешь вопросы: и кто после этого попадет в рай - умерший от рук террориста человек или же террорист?

- И что отвечают?

- Задумываются, говорят, что раньше им никто этого не говорил. Им действительно их шейхи все неправильно объясняют. Они так и говорят: их раньше не учили ни Корану, ни каким-либо другим религиозным дисциплинам! Чем не подходящий живой материал для манипуляции извне?

- Насколько мне известно, сейчас особое внимание уделяют разъяснительной работе с представителями радикального течения. Как вам удается выявить, салафиты они или ханафиты?

- Во время намаза, к примеру, салафиты молятся по-иному. На пятничных проповедях демонстративно сидят в наушниках и слушают лекции своих шейхов.

- Тогда зачем ходят в мечеть?

- Мечеть - дом Аллаха. К тому же им их шейхи посоветовали вести себя так, чтобы отказом от похода в мечеть не вызывать лишних подозрений у соответствующих структур.

Что касается наушников, то их таким образом агитируют не слушать имамов официальных мечетей, чтобы они продолжали “фанатеть” и не задавали лишних вопросов.

По словам Есмахана, многие из них выдают себя еще и внешним видом: укороченные брюки и длинная борода.

- Хотя ни в одном аяте Корана не написано о том, чтобы укорачивали брючины и отпускали бороды. Это не фард, не из разряда обязательных. Это сунна, то есть то, что делал пророк. Во времена Мухаммада были арабы, которые страдали гордыней, кичились своим богатством, носили длинные платья - джельбаб, что как раз было признаком состоятельности. Глядя на это, пророк наказал, чтобы люди вели себя скромнее, чтобы очистили свои сердца от гордыни. Есть даже хадисы, сказания, по этому поводу. А некоторые наденут укороченные штанишки, покроют голову платком, тогда как главное - что у тебя на сердце, в душе. То же самое по поводу бороды - это сунна. Есть борода - сауаб, похвально, нет - не предосудительно.

- Нередко говорят о непонимании в семьях радикалов, что они отделяются от своих родителей. Насколько правдивы эти разговоры?

- В исламе четко сказано, что нельзя проявлять неуважение, недовольство своими родителями ни при каких обстоятельствах ни словом, ни делом. Даже “уф” нельзя произносить на их какие-то слова или поступки. Необходимо ухаживать за ними и заботиться, даже если они говорят что-то противоречащее исламу! К сожалению, немало случаев, когда для радикалов важнее длина брюк и бороды, нежели отношения с родителями. Действительно, есть факты, когда салафиты уходят из дома только потому, что их родители не читают намаз, или не едят вместе с ними, поскольку еда с точки зрения шариата нечистая. Мы работаем со всеми такими людьми. Что касается подследственных, то наши специалисты разговаривают также с их родственниками, ведь многие из них тоже тяготеют к радикальным взглядам.

Итогом такой непростой работы чиновник называет то, что с начала года более 300 радикалов по крайней мере отошли от своих прежних взглядов, но прекращать работу с ними не только с религиозной точки зрения, но и по интеграции в социальную жизнь не намерены.

По факту июньских терактов в Актобе, по сведениям надзорного органа, было возбуждено 77 уголовных дел, которые объединены в одно производство.

По делу назначено и проведено 215 различных судебных экспертиз и 26 исследований.

Следствие пришло к выводу, что террористический акт был совершен спонтанно после того, как группа радикалов наслушалась лекций официального проповедника ИГИЛ Аль АДНАНИ. Недавно он был ликвидирован, но это не ослабит ряды радикалов, считают в управлении по делам религии Актюбинской области.

- Ушел Аль Аднани, на его место поставят другого, - говорит Бауыр­жан Есмахан. - Поэтому с нашей стороны нельзя ослаблять информационное просвещение.

Источник: