Что такое "пассивная светскость" и почему она важна для Казахстана? (Часть 2)

 370

– Что же вы предлагаете делать дальше, чтобы сохранить в стране религиозный мир и спокойствие?

– Наиболее рациональным выходом из этой ситуации является внедрение тесного взаимодействия государства и общества с институционализированными религиозными течениями либо поддержка их институционализации с целью создания стабильных, работающих механизмов удовлетворения религиозной нужды в обществе и взаимодействия религиозных членов общества с остальными. В рамках ислама в Казахстане институционализированные институты ислама – это мечети, Духовное управление мусульман, религиозные учебные заведения, которые могут выступать базой для полноценно интегрированного в жизнь гражданского общества ислама. 
Отдельно замечу, что это не будет никаким покушением на Конституцию РК, нам не нужно отменять запреты на создание религиозных партий например. Здесь идёт речь о том, как именно будет реализовываться светский характер государства – в противостоянии или во взаимодействии с религией.

Даже в профильном законе о религии уже был отражён особый статус, который имеют для Казахстана ханафитский ислам и православное христианство. Вот его преамбула: "Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признаёт важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан".

Нравится это кому-то или нет, но сегодня только ДУМК может выступать базой для полноценно интегрированного в жизнь гражданского общества ислама, но для этого муфтият должен быть усилен в рамках конкретных стратегий развития.

Читайте также: Президент и верховный муфтий обсудили важность продвижения традиционного ислама в Казахстане

– Хорошо, цели понятны. А задачи? Как это может быть реализовано практически?

– Сегодня нашему государству необходимо искать новые способы поддержки и укрепления ДУМК, если оно стремится к тому, чтобы религиозный вопрос в стране был фактором стабильности, а не риска.

Несмотря на то что где-то со стороны может показаться, что ДУМК занимается только ритуальной стороной общественной жизни мусульман, на самом деле эта структура играет важную стабилизирующую роль в Казахстане, занимаясь невидимой со стороны работой по сплочению верующих на здоровых принципах уважения к законодательству, Конституции и органам власти. 

Однако сейчас ДУМК ограничено в возможностях и выступает не как полноценный партнёр политической власти, даже в сравнении с другой крупной институциализированной религиозной структурой в Казахстане – Русской православной церковью (РПЦ).
Кстати, если продолжить эту аналогию, мы видим, насколько больше в той же России политические власти доверяют РПЦ, предоставляя ей высокую степень духовной и даже хозяйственной автономии, взамен получая безоговорочную поддержку и стабильность в религиозной сфере. Точно так же и у нас государство, на мой взгляд, должно не зажимать и контролировать, а поддерживать и развивать Духовное управление мусульман Казахстана. 

Конечно, для этого и у ДУМК должна быть новая чёткая стратегия развития, с конкретной целью, а не простая реализация задачи по "насихату" ("наставлениям". – Авт.). Здесь наши имамы могли бы обратиться к богатейшему духовному опыту и практическому багажу центральноазиатской школы богословия, развивавшейся в городских центрах нашего региона: Туркестане, Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Термезе, Хиве, Коканде.

Развивая отдельно свой ислам, мы в каком-то смысле искусственно отрываем нашу историческую религиозную традицию от её корней, общих для всего исторического Туркестана. Издавна ханы Золотой Орды, затем Казахского ханства, наши султаны, бии тяготели к исламской традиции древнейших городов Центральной Азии, многие из наших правителей были последователями – мюридами – учёных шейхов той же Бухары и других известных религиозных центров, многие казахи оставались и постоянно проживали в этих городах, как Толе би, а также были казахские султаны, становившиеся ханами Хивы. 

Кстати, введение в своё время царским правительством институтов муфтиятов и центров в Уфе и распространение в степи "татарских мулл" связано вовсе не с тем, что это российский колониализм стремился исламизировать степь (это было бы просто глупо), а со стремлением "переориентировать" казахских верующих с традиционных воззрений в рамках общей центральноазиатской школы богословия на лояльный себе колониальный проект. И эта политика началась при Екатерине II после подавления восстания Емельяна Пугачёва.

В духовном плане Казахстан неразрывно связан с остальными странами нашего региона более, чем с какими-либо другими направлениями, и положительный импульс возобновления этих связей может стать одним из факторов региональной интеграции, необходимость которой сегодня не может оспаривать, наверное, никто.

В целом же уникальность и важная особенность центральноазиатской школы богословия заключается в том, что она особенно сфокусирована на развитии нравственных и моральных аспектов личности. Это выделяет центральноазиатскую традицию богословия на фоне других школ – Египта, Сирии, Саудовской Аравии, Пакистана. 
Вопреки некоторым представлениям, навязанным колониальными исследователями, представлявшими реальность доколониального бытования Центральной Азии в рамках работ художника Верещагина, в нашем регионе существовало многовековое сожительство религий, примером чего является община бухарских евреев.

Таким образом, благодаря обращению к опыту центральноазиатской школы богословия можно добиться взращивания религиозного мышления, гармонично вплетённого в реальность поликонфессионального светского конституционного строя.

На её основе можно выработать устойчивые балансы светской, национальной и религиозной систем ценностей как в рамках национальных государств, так и во всём регионе. 
Отдельно подчеркну, что эта школа богословия в своей основе глубоко чужда политическим амбициям и притязаниям, в отличие, например, от ислама на Кавказе, где мусульманские институты глубоко завязаны на мобилизационную и "оборонительную" составляющие воззрений местных обществ в условиях колониального давления.

Хотя специфика географического положения Казахстана состоит также в том, что его наиболее протяжённые границы на севере и на востоке являются одновременно границами Дару-л-ислама ("земли ислама") с точки зрения мусульманской традиции, что предполагает формирование условий постоянного противостояния внешней агрессии, вместе с тем ислам в нашем регионе всегда распространялся мирно и никогда – как идеология завоевателей.

В то же время было бы неправильным говорить о том, что ДУМК и РПЦ в Казахстане необходимо сращивать с государством, как это было в случае с Ассамблеей народа Казахстана, превратившейся из общественной организации в практически государственный орган с правом включения их представителей в парламент. Это потребовало бы перемен конституционного характера, да и в целом избыточно для религиозного института, поскольку реально представляет собой отказ от разделения государства и религии.

Другое дело, что нам ещё только предстоит правильно оценить вклад в стабильность наличия в нашей стране такого единого мусульманского института, как ДУМК. Во многих странах, как мусульманских, так и западных, проблема отсутствия стабильных религиозных институтов в качестве партнёра для государства, стремящегося стабилизировать религиозное поле, далеко не решена. Нам же подобная структура досталась в известной мере в наследство. И теперь вопрос лишь в том, как ей продолжать успешно развивать свою деятельность соответственно запросам современности, и далее укрепляя своё положение в качестве авторитетного и стабилизирующего института нашего общества.

И это, на мой взгляд, сегодня самое важное – донести до всех казахстанцев то, что только сильный, уважаемый религиозный институт может стать по-настоящему твёрдой опорой и гарантом безопасности светского характера государства и общества в Казахстане.

Мы должны чётко понимать, что основу стабильного развития внутренних процессов, включая успешное строительство политической нации в Казахстане, может составить именно здоровый баланс между национальным и религиозным началом.

Источник: