Максатбек Маханбетов: В Казахстане есть все условия для получения религиозного образования

 1321

Где и как можно получить религиозные знания рассказал руководитель Управления по делам религий Мангистауской области Максатбек Маханбетов в интервью порталу «Kazislam.kz».

– Максатбек Шахзадаевич, можно ли получить знания посредством Интернета?

– Конечно. Если в силу полной занятости и отсутствия времени вы не можете посещать курсы в мечетях, но для этого нужно соблюсти несколько простых и правильных рекомендаций. Во-первых, брать знания только из проверенных источников, для этого нужно посетить официальные интернет-ресурсы религиозных объединений, где даются их ссылки в социальных сетях и мессенджерах. В противном случае, можно наткнуться на псевдосалафитские аккаунты в соцсетях. А там дается искаженная и ложная информация. Во-вторых, посещать официальные страницы устазов мечетей ДУМК по арабскому языку и изучению Корана. В-третьих, просматривать каналы ДУМК (студии Хикмет и видеоканалы мечетей ДУМК в Youtube) по теме обучения и исламских знаний. Все это позволит вам получить начальные знания из проверенных источников. Однако необходимо понимать, что самый короткий путь к религиозным знаниям – это посещение курсов устазов и имамов мечетей, где есть соответствующая литература и где Вы сможете сразу на месте получить ответы на все интересующие вопросы, не заходя в интернет.

– Есть ли требования к верующим мусульманам касательно необходимости получения знаний?

– Безусловно. В исламской умме всегда приветствовалось стремление к получениям знаний, несмотря на возраст, потраченное время и расстояния, которое прошел ученик, чтобы найти своего духовного учителя. У казахского народа есть множество пословиц, связанных с важностью получения знаний. Применительно к нашему теме можно сказать одну из них – «Ғылыммен жақын болсаң, қолың жетер, залыммен жақын болсаң, басың кетер» (Подружишься с наукой – всего достигнешь, а со злом – голову потеряешь). Фактом этому свидетельствует развитие науки и медицины в период исламского расцвета, когда ученые старались себя разносторонне развивать, знали несколько языков. Ислам всегда поддерживает получение образования и развитие дополнительных навыков у личностей. Необходимо понимать, что ислам – это религия, основанная на знании. И сегодня в нашем современном обществе как никогда востребованы знания во всех сферах производства и науки, так и религиозных.

– Почему же тогда отдельные верующие уходят в крайность, в религиозный фанатизм?

– Причиной этому недостоверные источники знаний. Нежелание получать новые знания и замкнутость ума. Именно ограниченность ума, религиозный буквализм толкают начинающих и отдельных верующих к радикализации.

Приведите простой пример этому?

– Наиболее распространенное явление следования религиозному буквализму развито у псевдосалафитов. Как показывает практика, многие их последовали плохо ориентируются в священных текстах и при уточняющих вопросах не могут дать исчерпывающего ответа, предпочитая заучивать наиболее для них важные моменты, иногда имеющие отрывчатый или неполный смысл. А это неправильно. Надо понимать, что в прошлом ученики старались постигнуть знания посредством самостоятельного погружения и перепроверяли их истинный смысл у своих духовных наставников, которых было немало, при этом для познания всей глубины религии, ученики старались найти и обойти всех известных исламских улемов. А сегодня верующие слепо доверяют только одному наставнику, не имея возможности ему возразить ввиду скудности своих знаний и незнания арабского языка. Ведь для познания смысла Корана недостаточно знания только одного арабского языка, для этого нужен мудрый и знающий теолог.

– Как избежать подобного религиозного буквализма?

– Чтобы избежать подобных ошибок совершенных другими, нужно обращать особое внимание именно на правильность получения религиозной информации. Получение религиозных знаний от достоверных источников, проверенных наставников в лице имамов и устазов ДУМК позволит обезопасить себя и своих близких, а также детей от ложных идей и вовлечения в ряды деструктивных течений.

– Какова текущая ситуация с получением религиозного и теологического образования в Казахстане?

– Вполне стабильная. В Казахстане действуют 13 духовных учебных заведений, из них исламского направления – 11 (1 — университет «Нур-Мубарак», 9 — медресе-колледжей, 1 — Исламский институт повышения квалификации имамов при ДУМК»); христианского направления – 2 (1 – Алматинская православная духовная семинария и 1 – Межъепархиальная высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви» в Караганде). В данных духовных учебных заведениях обучается более трех тысяч человек. При этом крупнейшие религиозные конфессии в лице Православной церкви Казахстана и Римско-католической церкви имеют свои собственные учебно-образовательные центры для подготовки религиозных кадров в республике. Надо признать, что в нашей стране есть все условия для получения религиоведческого, религиозно-теологического образования. Поэтому желающие получить современное качественное религиоведческое или теологическое образование могут сдавать свои документы на специальности религиоведения в общеобразовательные университеты ( КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л. Гумилева, КарГУ им. Е. Букетова, МКТУ им. Х. Яссави, Университет иностранных языков и деловой карьеры и КНПУ им. Абая) либо поступать в духовно-теологические заведения, без необходимости выезда за рубеж и т.д. Если ранее мы зависели от кадров, прошедших обучение в зарубежных теологических заведениях, то сегодня благодаря строительству собственных учебных заведений мы уже не первый год готовим свои собственные религиозные кадры, ничем не уступающие зарубежным.

Источник: