Вопрос ношения религиозной одежды в школах является сложным и чувствительным

 425

ГУЛЬНАЗ РАЗДЫКОВА, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА АНАЛИЗА И РАЗВИТИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Этот вопрос может вызывать разные точки зрения и даже споры в обществе. Происходит это беспокойство в силу различных факторов.

Во-первых, это касается религиозной свободы. Казахстанцы имеют право на свободу вероис­поведания и проявления своей религиозной принадлежности. Для некоторых граждан это важное право, и они могут считать, что запрет на ношение религиозной одежды в школах нарушает их религиозные убеждения и права.

С другой стороны, Казахстан является светским государством, и в нем действует принцип разделения религии и государства. Однако стремления и действия некоторых радикально настроенных групп порождают напряженность между этим принципом и правом граждан на свободу вероисповедания. Эта «искусственная» напряженность может привести к дебатам и спорам в обществе.

Также на остроту вопроса влияют социокультурные изменения: в современном мире наблюдается увеличение чис­ла людей, выражающих свою религиозную принадлежность через одежду. Это может быть связано с ростом религиозной самоидентификации в обществе и более активным проявлением религиозных атрибутов.

Эти и другие факторы могут объяснять, почему вопрос ношения религиозной одежды в школах вызывает волнения среди некоторых казахстанцев. Важно отметить, что точки зрения на эту проблему могут быть разнооб­разными. Но наша общая задача как граждан, желающих жить в процветающем едином обществе, – сохранять баланс между соб­людением светских принципов государства и следованием своим религиозным убеждениям.

Вообще, это далеко не новая проблема для нашего общества, периодически она возникает в нашей действительности. Но если раньше, по моим наблюдениям, это были хаотичные и несистемные требования, то сейчас они более организованы.

Я считаю, мы должны подходить к этому вопросу с точки зрения правового поля. Мы живем по законам правового светского государства. У нас в стране есть верующие люди, которые в своей жизни могут руководствоваться религиозными нормами. Это их право. Но в вопросе ношения хиджаба есть разногласия между светскими правовыми и религиозными законами, например, законами шариата.

Казахстан – светское государство, не теократическое. У нас в стране на сегодня проживают адепты 18 религиозных конфессий, и у всех у них есть свои религиозные законы. Мы не имеем права порождать несправедливость в обществе и отдавать приоритет той или иной конфессии. Как граждане конкретной страны мы должны жить по законам правового светского государства.

Несмотря на широкий общест­венный дискурс во всех возможных платформах и социальных медиа вплоть до взаимных оскорб­лений, позиция уполномоченных органов в этом вопросе четкая и ясная – все должно быть по закону, согласно которому школьники должны носить школьную форму.

Но я бы хотела акцентировать внимание на самих детях, которые в этой ситуации являются заложниками и жертвами ситуации. И родители, и наши государственные органы должны работать в интересах самого ребенка и создавать для него безопасную среду.

К сожалению, это не всегда так. В YouTube немало видео насилия родителей над детьми, унижения ими же учителей. В моей практике был случай, когда родитель наголо обрил дочь, лишь бы ей дали разрешение носить хиджаб. Поэтому у меня вопрос: это религиозное предписание или религиозные амбиции родителя?

Религиозная одежда запрещена только внутри школ, вне школы девочки могут одеваться так, как им предписывают религиозные убеждения. Также в свободное от учебы время ребенок может посещать религиозную организацию и изучать основы веры. В этом нет запрета.

Но школа – это место, где ребенок формирует свое мировоззрение с научной точки зрения, ему дается разнообразная картина мира вне зависимости от гендера, религии и нации. Став совершеннолетним, ребенок сам должен сделать осознанно свой выбор. И это будет конструктивная позиция. Очень много верующих в нашей стране не демонстрируют свои убеждения, в их жизни не возникает таких противоречий. И манипуляции, провокации и спекуляции отдельных лиц на эту тему недопустимы.

Источник: