Что такое "пассивная светскость"? (Часть 3)

 394

– Понятно. А как вы предлагаете реформировать ДУМК для улучшения его работы?

– Тут будет правильно говорить не "реформировать", а поступательно и далее совершенствовать его работу. Структура и форма ДУМК уже сложились в нашей стране, и они состоялись, если можно так сказать.

Если говорить о конкретике, то среди первых мер, которые бы смогли укрепить положение муфтията, мне видится усиление непрерывной системы духовного образования: от среднего и среднего специального до высшего и научного (post-graduate) на базе медресе, курсов по повышению квалификации имамов и университета исламской культуры "Нур-Мубарак".

Кроме того, муфтият обозначил планы открытия новых научно-исследовательских религиозных центров, которые бы могли значительно укрепить аналитический, научный потенциал традиционного ислама в Казахстане, тем более что для этого есть не только организационная, но и мощная методологическая основа в виде центральноазиатской школы богословия. В этом направлении – установление тесного научно-образовательного контакта в рамках нашего региона – мы можем и должны черпать дополнительный ресурс для укрепления традиционных религиозных верований. 
Думаю, нам также нужно совершенствовать деятельность существующих медресе, дополняя их программы светскими специальностями, чтобы они готовили конкурентоспособных личностей, которые могли бы стать после учёбы не только имамами, но и инженерами, врачами, специалистами в области IT и так далее.

В этой связи в качестве опыта можно обратиться к системе образования, которая была в известных казахско-турецких лицеях.

Думаю, авторитет имама усилился бы, если помимо религиозных знаний он обладал бы широким научным горизонтом, имел бы интересы в других областях, особенно в науке и технологиях.

Не открою Америку, если скажу, что в истории многие выдающиеся исламские богословы были не только религиозными учёными, но ещё и выдающимися представителями других сфер нашей жизни: бизнесменами, докторами, путешественниками, инженерами. 

– Вы уже упоминали о пассивной светскости. Могли бы вы более подробно остановиться на том, что конкретно она означает?

– Пассивная светскость – это когда государство признаёт роль религиозных институтов общества, вступая в тесное взаимодействие с ними в рамках традиционных для своей культуры и истории направлений.

Согласно этой концепции в Германии есть, к примеру, партии христианских демократов и христианских социалистов, а именно государство собирает добровольный религиозный налог в пользу церквей. В Великобритании этот конструкт ещё более тесно переплетён с политикой – там глава государства и глава традиционной религиозной иерархии, Англиканской церкви, вообще один и тот же человек, король или королева. Эта же традиция стоит за институтом капелланов (священнослужителей) в британской или американской армии и на флоте, зарекомендовавших себя лучше, чем привычные на пространстве бывшего СССР замполиты или другие политические военнослужащие. 

В США это реализовано в лояльности к существованию закрытых религиозных общин, вплоть до тех, что игнорируют научно-технический и социальный прогресс, как эмиши, чьи дети посещают только общинные школы или обучаются дома по религиозным книгам, а взрослые – не фотографируются на документы и ездят только на повозках на конной тяге.

Принцип пассивной светскости заключается в признании государством важности религии в общественной сфере и взаимодействии с ней в рамках традиционных институтов и законодательства. Именно поэтому в британских армии и полиции есть форма с хиджабами, сикхскими тюрбанами и бородами. А в США католические школы, где открыто преподаются и светские, и религиозные дисциплины, считаются более престижными, чем общественные, оплачиваемые государством, а обучаются там далеко не только католики.

Сегодня мы можем сравнить их с нашим опытом казахско-турецких лицеев, существовавших все эти годы без тотальных запретов на религиозную практику. Как мы знаем, выпускники КТЛ стабильно дают высокие результаты по всем учебным дисциплинам как на национальном, так и на международном уровне, а также добились феноменальных успехов в науке, бизнесе и даже на госслужбе.
Пассивная светскость спокойно смотрит на наличие религиозных телеканалов, передач, открытое ведение религиозного призыва.

Многие больницы в США и Северной Европе также основаны и содержатся церковью, которая помогает поддерживать социальный мир через благотворительность, например, организовывая и финансируя работу фудбанков (складов и пунктов раздачи бесплатного питания нуждающимся), а также раздачу бесплатной горячей еды бездомным и нуждающимся.

Таким образом, на Западе церкви, религиозные общины также являются важными социальными институтами, будучи крупными финансовыми инвесторами, вкладывающими средства не в краткосрочные, а в долгосрочные вещи – образование, науку, здравоохранение. Сотни колледжей и университетов в США были основаны именно религиозными организациями, это непреложный факт.
Всему этому принципы светскости никак не мешают. Отделение государства от религиозных догм там вовсе не означает удаление религии из общественной жизни.

В условиях Казахстана именно попытки свести религию к похоронным ритуалам и времяпрепровождению стариков носят деструктивный характер, поскольку вытесняют именно традиционную религию, высвобождая место для привносимых извне нетрадиционных и даже экстремистских воззрений. Пассивная же светскость способствует грамотному разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти. 

В пассивной светскости отсутствует и провозглашаемый лаицизмом запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной. В США, Великобритании и близких им по духу странах в суде, в парламенте свидетели, чиновники и присяжные дают клятву на том священном писании, которое предпочитают. В тюрьмы к осужденным приходят священники для осуществления необходимых осуждённым обрядов.

Конечно, и у таких систем есть недостатки, но они здорово окупаются присущим им демократизмом, либеральными ценностями, уважением к личности.

С учётом того, что ислам никуда из Казахстана не денется, а количество практикующих верующих будет только продолжать расти, очень важно не заниматься бессмысленными попытками торможения этих естественных процессов, а найти способ гармонизировать их, встроить в другие существующие у нас институты, ценности, научиться вместе плодотворно работать на благо страны.

Источник: